http://opac.herzenlib.ru/opacg/
Катенин П.А.
Катенин Павел Александрович
(1792-1853)
Поэт, драматург, переводчик, литературный критик, знаток театра. Пушкин познакомился с Катениным вскоре поcле окончания Лицея. Личность Катенина была интересна и во многом привлекательна для Пушкина. Молодой полковник лейб-гвардии Преображенского полка, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, Катенин был человеком энциклопедических знаний, оригинального ума и независимых политических убеждений. Он являлся членом Союза спасения и одним из руководителей «Военного общества» - ранней преддекабристской организации. Еще в конце 1810-х годов он перевел французский революционный гимн:
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей!
Пушкин и Катенин встречались в петербургских литературных и театральных кругах (1817-1820). Их многое сближало, но многое и разделяло. Катенин был безапелляционен в суждениях и сектантски непримирим в своих литературных отношениях. Он был "архаистом" (подобно А. С. Грибоедову) и, ратуя за национальную самостоятельность русской литературы, решительно отрицал литературные заслуги Карамзина и "арзамасцев". Пушкин прислушивался к его критике, но далеко не во всем принимал ее. Отсюда его двойственное отношение к Катенину, - заинтересованное и критическое одновременно. Стихи его он оценивает как "полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией".
О самом Катенине он иногда пишет еще резче: "Он опоздал родиться - и своим характером и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию" (письмо Вяземскому в апреле 1820 года). Общение с Катениным, однако, сыграло известную роль в эстетическом развитии Пушкина.
В 1822 году за дерзкую выходку в театре Катенин был выслан из Петербурга в свое костромское имение, где находился до 1832 года. Сосланный
ранее Пушкин узнал об этом в Бессарабии. В первой главе "Онегина" появилась строфа о русском театре.
Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый...
В столицу оба опальных поэта вернулись почти одновременно летом 1827 года. Катенин - ненадолго, и в этот свой приезд помирил Пушкина с А. М. Колосовой. В 1828 году Катенин написал балладу "Старая быль" и послание, в которых осторожно, намеками укорял Пушкина за "Стансы" и некоторые другие, по его мнению, верноподданнические стихи. Пушкинский "Ответ Катенину" насмешлив:
Напрасно, пламенный поэт, Свой чудный кубок мне подносишь И выпить за здоровье просишь: Не пью, любезный мой сосед! Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой...
Пушкин в 1830 году пригласил Катенина участвовать в "Литературной газете", в 1832 году содействовал изданию книги "Стихотворения и переводы Павла Катенина", годом позже подарил ему экземпляр "Онегина".
Личное общение Пушкина и Катенина возобновилось в 1832-1834 годах во время приездов последнего в Петербург. В январе 1833 года оба они были избраны членами Российской академии и посещали ее заседания. "Одолжи меня своим посещением в понедельник вечером; во вторник поутру я отправляюсь в далекий путь: в Грузию", - писал Катенин Пушкину в субботу 10 марта 1834 года. Это была их последняя встреча.
Катенин оставил содержательные воспоминания о Пушкине, творчество которого расценивал в соответствии со своим причудливо-догматическим вкусом; восхищаясь "Евгением Онегиным", "Графом Нулиным", "Капитанской дочкой", отвергал "Бориса Годунова", "Бахчисарайский фонтан", "Моцарта и Сальери".
Отец его принадлежал к древнему роду служилых дворян, мать была полугреческого происхождения. Домашнее образование Катенин получил отменное - он блестяще владел французским, немецким, итальянским и латинским языками, читал по-гречески и по-английски. Врожденная редкая память позволила ему без усилий ориентироваться в калейдоскопе мировой истории и литературы.
Катенин (Павел Александрович) - писатель (1792 - 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой, был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург, был переведен в эриванский полк, на Кавказ, и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность Катенин начал около 1810 г. Первые его стихотворения-переводы и подражания Виргилию, Оссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени, он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсеир"; в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mechant", Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида", Корнеля. В вынужденном деревенском уединении, Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 действиях "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения Катенина были результатом того увлечения театром, которое заставило Катенина живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации, и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений Катенин брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и другие). Как оригинальные, так и переводные произведения Катенина не представляют ничего выдающегося. Гораздо более Катенин был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, Катенин имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг Катенина, считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского) . Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность Катенина, но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". Катенин считался, да и сам себя считал классиком, "не-романтиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей в роде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, Катенин жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков с одной стороны упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. Катенин был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира Катенин не понимал и ставил гораздо ниже французских классиков. Ср. "Сочинения Катенина, писанные в стихах" (часть I и II, Санкт-Петербург, 1832); Е. Петухов, "П.А. Катенин" (биографический очерк, в "Историческом Вестнике", 1888,); "К истории русского театра. Письма П.А. Катенина к А.М. Колосовой" ("Русская Старина", 1893,). В. Боцяновский.
КАТЕНИН Павел Александрович родился - поэт, драматург, литературный критик и теоретик. Сын генерал-майора, Павел Александрович родился в родовой усадьбе отца. Получил отличное домашнее образование.
В 1806 поступил на службу в министерство народного просвещения. Самые ранние из дошедших до нас произведений Катенина относятся к 1809. Это переводы и переделки (опубликованы все в 1810) появились в журнале «Цветник»:
«Песни в Сельме» (из Оссиана),
«Смерть Приама» (подражание Вергилию),
«Дружба» (идиллия Вийона),
«Ночь» (подражание Гесснеру).
«Гимн на победу Зевса над гигантами» 1810,
«Надпись к Пираму и Тизбе» 1810.
Вслед за тем начинается и работа Катенина Павла Александровича для театра.
В феврале 1811 поставлена была на петербургской сцене переведенная им трагедия «Арианда» Тома Корнеля.
В годы Отечественной войны имя Катенина исчезает из литературы. Определившись еще весной 1810 портупей-прапорщиком в Преображенский полк, Павел Александрович в его рядах участвует в Бородинской битве, в боях под Кульмом и Лейпцигом, во взятии Парижа.
В 1814 он возвращается с войсками гвардии в Петербург.
В 1815 печатает в «Сыне Отечества» свои баллады -
«Леший» ,
«Наташа» ,
«Убийца» ,
«Певец» (из Гёте).
3 мая 1816 поставлена была в Петербурге трагедия Расина «Эсфирь», в новом переводе Катенина. Вскоре пьеса выходит отдельным изданием, а в «Сыне Отечества» публикуется баллада Катенина «Ольга» (вольный перевод из Бюргера).
В 1817 вышла комедии «Студент», написанной Катениным совместно с Грибоедовым. Комедия эта не увидела света ни на сцене, ни в печати, но распространилась в списках.
В 1817 Павел Александрович оказывается главой группы молодых поэтов и литераторов, к которой принадлежали Грибоедов, Н. Н. Бахтин, А. А. Жандр, Д. П. Зыков. Несколько позже к ним примкнул Кюхельбекер. Из писателей старшего поколения с Катениным были связаны Крылов и А. А. Шаховской , из поэтов следующего поколения позиции поэта. поддерживали впоследствии В. В. Григорьев, В. Ф. Раевский , А. И. Одоевский , Н. М. Языков .
Литературная деятельность Катенина была неотделима от его активной общественно-политической работы.
В конце 1816 Павел Александрович стал членом Союза спасения, первой тайной организации будущих декабристов («Общество истинных и верных сынов отечества»), а во 2-й половине 1817 и в первое полугодие 1818, во время пребывания войск гвардии в Москве, он возглавил одну из двух «управ», объединивших членов тайного общества, находившихся в походе. (По соображениям конспиративного порядка Союз спасения именовался в Москве Военным обществом.) Видимо, в эту же пору Павел Александрович написал революционный гимн. После преобразования Союза спасения в Союз благоденствия, уставом которого отвергались революционные восстания, цареубийство и революционная диктатура, Катенин разорвал свои отношения с тайным обществом и не восстановил этих связей ни в 1820, ни накануне событий 14 декабря.
С середине 1818 по возвращении в Петербург основной сферой деятельности Катенина становится театр. Он печатает известный монолог Цинны из одноименной трагедии Корнеля («Сын Отечества», 1818, № 12), усиливая его революционное звучание, участвует в коллективном переводе «Медеи» Лонжпьера, переводит комедию Мариво «La gageure imprevue» («Нечаянный заклад»), приступает к работе над трагедией «Андромаха», участвует в дискуссии по поводу новой постановки «Фингала» В. А. Озерова (1820), публикует переводы комедии Грессе «Le Mechant» (под названием «Сплетни», 1821) и трагедии Корнеля «Сид» (1822).
К 1818-19 относится сближение Катенина с Пушкиным. Именно в эту пору, под непосредственным влиянием поэта, молодой Пушкин пересматривает свое отношение к поэтике не только Жуковского, но и Батюшкова.
В первом номере «Сына отечества» (1820) Катенин печатает «Песнь о первом сражении русских с татарами на реке Калке, под предводительством князя Галицкого Мстислава Мстиславича Храброго» , в которой широко использованы были мотивы русского фольклора и лексика «Слова о полку Игореве». Исключительно богат и своеобразен был и ритмико-метрический строй «Песни», в разных частях которой Катенин использовал 13 стихотворных размеров.
14 сентября 1820 полковник Катенин П.А., был по личному указанию царя уволен в отставку. Однако Павел Александрович не уехал из Петербурга и продолжал деятельно участвовать в литературной и театральной жизни столицы.
20 октября 1822 Александру I сделал распоряжение о немедленной высылке Катенина из Петербурга, с запрещением «въезжать в обе столицы без высочайшего на то разрешения».
В своей костромской усадьбе Катенин Павел Александрович провел около двух с половиной лет. В ссылке им закончена была его трагедия «Андромаха» , над которой он работал, долгие годы и которую считал своим коронным произведением.
В середине августа 1825 Павел Александрович получил разрешение на возвращение в Петербург. Не участвуя после 1817-18 в тайных организациях, поэт не подвергся после восстания 14 декабря ни аресту, ни привлечению к дознанию, хотя имя его не раз упоминалось в следственных делах декабристов. И, тем не менее, к активной литературной деятельности он уже не вернулся. Новый цензурный устав не позволял рассчитывать на разрешение к печати давно задуманного им сборника стихотворений, а на серьезные уступки цензорам Катенин идти не соглашался.
Театральные противники Катенина всячески тормозили появление на сцене его пьес, как оригинальных, так и переводных. С величайшим трудом он добился постановки в Петербурге 3 февраля 1827 своей трагедии «Андромаха», но успеха она не имела.
Пушкин рекомендовал Катенину журнальную деятельность, но рассчитывать на разрешение журнала для поэта не было никаких оснований. Не удалось Катенину выпустить в свет и задуманный им альманах. После двухлетнего пребывания в Петербурге Павел Александрович должен был возвратиться в конце 1827 в свою костромскую деревню.
О литературных и политических настроениях Катенина этой поры лучше всего свидетельствовали аллегорические образы баллады «Старая быль» (1828, опубликована в 1829 в «Северных цветах»), в которой он сурово осудил Пушкина за «Стансы» («В надежде славы и добра...») и за послание «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).
Очень характерно для настроений поэта этой поры и его стихотворение «Гений и поэт» (впервые опубликовано в 1938 в «Литературном современнике», № 9), в котором он, подчеркивая свою верность всему тому, что вдохновляло его прежде, горячо приветствовал июльскую революцию 1830.
В своей деревенской глуши Павел Александрович Катенин подготовил к печати два тома «Стихотворений и переводов» и целый цикл оригинальных литературно-теоретических и историко-литературных статей, посвященных мировой литературе. Работа эта, опубликованная под названием «Размышления и разборы» в двадцати номерах «Литературной газеты» (1830), являлась реализацией одного из давних предложений Пушкина в его письме к Катенину от начала 1826: «Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности». Пушкин имел в виду круг идей, популяризовавшихся Катениным еще в конце 1810-х гг., но к 1830 концепции поэта уже успели утратить значительную часть своей новизны и оригинальности.
В литературно-теоретических спорах начала 1830-х гг. не привлекли к себе внимания и те декларативные строки труда К., в которых он резко отмежевывался и от просветительного классицизма XVIII века (Вольтер и его школа), и от пропагандистов романтической поэтики - от Байрона и Шатобриана до Жуковского и Гюго.
В последний раз Катенин приехал в Петербург 18 июля 1832 напечатать сборник своих стихов и вернуться на военную службу, так как он был разорен взятием под опеку его деревень за какие-то неисправности при поставке спирта в казну.
В 1832 вышли два тома оригинальных и переводных произведений Катенина П. А.
8 августа 1833 состоялось долгожданное определение Катенина на службу. Он был назначен в войска Кавказского корпуса, в Эриванский карабинерный полк, стоявший в урочище Манглис, в пятидесяти верстах от Тифлиса. Самое место его назначения было равнозначно новой ссылке, но Катенин не протестовал.
13 марта 1834, успев выпустить перед этим в свет свою новую «сказку» в четырех песнях - «Княжна Милуша» , он выехал на Кавказ, где прослужил более четырех с половиной лет.
В июле 1836 друзьям удалось добиться назначения Катенина в захолустную крепость Кизляр, где он оставался в должности коменданта до 20 ноября 1838. При отставке Катенин был произведен в генерал-майоры, но принял свое неожиданное увольнение со службы как новую репрессию. На Кавказе Павел Александрович продолжат много писать, но печатали его уже редко и неохотно. Последние произведения поэта появились в «Библиотеке для чтения»:
басня «Предложение» - в 1835,
«Гнездо голубки» (пересказ арабской легенды),
«Инвалид Горев» (повесть в стихах из солдатской жизни) - в 1836.
Возвратившись на родину, Катенин прожил в полном одиночестве еще пятнадцать лет, редко выезжая за пределы своих костромских деревень. Его обширная переписка, постепенно сокращаясь, к середине 1840-х гг. почти прекратилась, его нигде не печатали, пьесы его давно исчезли из репертуара, а самое имя Катенина продолжало звучать лишь в цитате из «Евгения Онегина».
Умер - село Шаёво Костромской губернии.