Катенин П.А.

Катенин Павел Александрович

(1792-1853)

 

 

Поэт, драматург, переводчик, литературный критик, знаток театра. Пушкин познакомился с Катениным вскоре поcле окончания Лицея. Личность Катенина была интересна и во многом привлекательна для Пушкина. Молодой полковник лейб-гвардии Преображенского полка, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, Катенин был человеком энциклопедических знаний, оригинального ума и независимых политических убеждений. Он являлся членом Союза спасения и одним из руководителей «Военного общества» - ранней преддекабристской организации. Еще в конце 1810-х годов он перевел французский революционный гимн:

 

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей!

 

Пушкин и Катенин встречались в петербургских литературных и театральных кругах (1817-1820). Их многое сближало, но многое и разделяло. Катенин был безапелляционен в суждениях и сектантски непримирим в своих литературных отношениях. Он был "архаистом" (подобно А. С. Грибоедову) и, ратуя за национальную самостоятельность русской литературы, решительно отрицал литературные заслуги Карамзина и "арзамасцев". Пушкин прислушивался к его критике, но далеко не во всем принимал ее. Отсюда его двойственное отношение к Катенину, - заинтересованное и критическое одновременно. Стихи его он оценивает как "полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией".

О самом Катенине он иногда пишет еще резче: "Он опоздал родиться - и своим характером и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию" (письмо Вяземскому в апреле 1820 года). Общение с Катениным, однако, сыграло известную роль в эстетическом развитии Пушкина.

В 1822 году за дерзкую выходку в театре Катенин был выслан из Петербурга в свое костромское имение, где находился до 1832 года. Сосланный

ранее Пушкин узнал об этом в Бессарабии. В первой главе "Онегина" появилась строфа о русском театре.

Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый...

В столицу оба опальных поэта вернулись почти одновременно летом 1827 года. Катенин - ненадолго, и в этот свой приезд помирил Пушкина с А. М. Колосовой. В 1828 году Катенин написал балладу "Старая быль" и послание, в которых осторожно, намеками укорял Пушкина за "Стансы" и некоторые другие, по его мнению, верноподданнические стихи. Пушкинский "Ответ Катенину" насмешлив:

Напрасно, пламенный поэт, Свой чудный кубок мне подносишь И выпить за здоровье просишь: Не пью, любезный мой сосед! Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой...

Пушкин в 1830 году пригласил Катенина участвовать в "Литературной газете", в 1832 году содействовал изданию книги "Стихотворения и переводы Павла Катенина", годом позже подарил ему экземпляр "Онегина".

Личное общение Пушкина и Катенина возобновилось в 1832-1834 годах во время приездов последнего в Петербург. В январе 1833 года оба они были избраны членами Российской академии и посещали ее заседания. "Одолжи меня своим посещением в понедельник вечером; во вторник поутру я отправляюсь в далекий путь: в Грузию", - писал Катенин Пушкину в субботу 10 марта 1834 года. Это была их последняя встреча.

Катенин оставил содержательные воспоминания о Пушкине, творчество которого расценивал в соответствии со своим причудливо-догматическим вкусом; восхищаясь "Евгением Онегиным", "Графом Нулиным", "Капитанской дочкой", отвергал "Бориса Годунова", "Бахчисарайский фонтан", "Моцарта и Сальери".

Отец его принадлежал к древнему роду служилых дворян, мать была полугреческого происхождения. Домашнее образование Катенин получил отменное - он блестяще владел французским, немецким, итальянским и латинским языками, читал по-гречески и по-английски. Врожденная редкая память позволила ему без усилий ориентироваться в калейдоскопе мировой истории и литературы.

Катенин (Павел Александрович) - писатель (1792 - 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой, был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург, был переведен в эриванский полк, на Кавказ, и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность Катенин начал около 1810 г. Первые его стихотворения-переводы и подражания Виргилию, Оссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени, он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсеир"; в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mechant", Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида", Корнеля. В вынужденном деревенском уединении, Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 действиях "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения Катенина были результатом того увлечения театром, которое заставило Катенина живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации, и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений Катенин брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и другие). Как оригинальные, так и переводные произведения Катенина не представляют ничего выдающегося. Гораздо более Катенин был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, Катенин имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг Катенина, считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского) . Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность Катенина, но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". Катенин считался, да и сам себя считал классиком, "не-романтиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей в роде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, Катенин жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков с одной стороны упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. Катенин был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира Катенин не понимал и ставил гораздо ниже французских классиков. Ср. "Сочинения Катенина, писанные в стихах" (часть I и II, Санкт-Петербург, 1832); Е. Петухов, "П.А. Катенин" (биографический очерк, в "Историческом Вестнике", 1888,); "К истории русского театра. Письма П.А. Катенина к А.М. Колосовой" ("Русская Старина", 1893,). В. Боцяновский.

КАТЕНИН Павел Александрович родился - поэт, дра­матург, литературный критик и теоретик. Сын генерал-майора, Павел Александрович родился в родо­вой усадьбе отца. Получил отличное домашнее образование.

В 1806 поступил на служ­бу в министерство народного просвеще­ния. Самые ранние из дошедших до нас произведений Катенина от­носятся к 1809. Это переводы и переделки (опубликованы все в 1810) появи­лись в журнале «Цветник»:

«Песни в Сельме» (из Оссиана),

«Смерть Приама» (подражание Вергилию),

«Дружба» (идиллия Вийона),

«Ночь» (подражание Гесснеру).

«Гимн на победу Зевса над гигантами» 1810,

«Надпись к Пираму и Тизбе» 1810.

Вслед за тем начинается и работа Катенина Павла Александровича для театра.

В феврале 1811 поставлена была на петер­бургской сцене переведенная им трагедия «Арианда» Тома Корнеля.

В годы Отечественной войны имя Катенина исчезает из литературы. Определившись еще весной 1810 портупей-прапорщиком в Преображенский полк, Павел Александрович в его рядах участвует в Бородинской битве, в боях под Кульмом и Лейпцигом, во взятии Парижа.

В 1814 он возвращается с вой­сками гвардии в Петербург.

В 1815 печатает в «Сыне Отечества» свои балла­ды -

«Леший» ,

«Наташа» ,

«Убийца» ,

«Пе­вец» (из Гёте).

3 мая 1816 поставлена была в Петербурге трагедия Расина «Эсфирь», в новом переводе Катенина. Вскоре пьеса выходит отдельным изданием, а в «Сыне Отечества» публикуется баллада Катенина «Ольга» (вольный перевод из Бюргера).

В 1817 вышла комедии «Студент», написанной Катениным совместно с Грибоедовым. Ко­медия эта не увидела света ни на сцене, ни в печати, но распространилась в списках.

В 1817 Павел Александрович оказывается главой группы молодых поэтов и литераторов, к которой принадлежали Грибоедов, Н. Н. Бахтин, А. А. Жандр, Д. П. Зыков. Несколько позже к ним примкнул Кюхельбекер. Из писателей старшего поколения с Катениным были связаны Крылов и А. А. Шаховской , из поэтов следующего поколения позиции поэта. поддерживали впоследствии В. В. Гри­горьев, В. Ф. Раевский , А. И. Одо­евский , Н. М. Языков .

Литературная деятельность Катенина была не­отделима от его активной общественно-по­литической работы.

В конце 1816 Павел Александрович стал членом Союза спасения, первой тайной организации будущих декабристов («Об­щество истинных и верных сынов отечест­ва»), а во 2-й половине 1817 и в первое полуго­дие 1818, во время пребывания войск гвардии в Москве, он возглавил одну из двух «управ», объединивших членов тай­ного общества, находившихся в походе. (По соображениям конспиративного порядка Союз спасения именовался в Москве Во­енным обществом.) Видимо, в эту же пору Павел Александрович написал революционный гимн. После преобразования Союза спасения в Союз благоденствия, уставом которого отвергались революционные восстания, цареубийство и революционная диктату­ра, Катенин разорвал свои отношения с тайным обществом и не восстановил этих связей ни в 1820, ни накануне событий 14 декабря.

С середине 1818 по возвращении в Петербург основной сферой деятельно­сти Катенина становится театр. Он печатает из­вестный монолог Цинны из одноименной трагедии Корнеля («Сын Отечества», 1818, № 12), усиливая его революционное зву­чание, участвует в коллективном пере­воде «Медеи» Лонжпьера, переводит комедию Мариво «La gageure imprevue» («Нечаянный заклад»), приступает к работе над трагедией «Андромаха», участвует в дискуссии по поводу новой постановки «Фингала» В. А. Озе­рова (1820), публикует переводы комедии Грессе «Le Mechant» (под названием «Сплетни», 1821) и трагедии Корнеля «Сид» (1822).

К 1818-19 относится сближение Катенина с Пушкиным. Именно в эту пору, под непосредственным влиянием поэта, молодой Пушкин пересматривает свое отношение к поэтике не только Жуковского, но и Батюшкова.

В первом номере «Сына отечества» (1820) Катенин печатает «Песнь о первом сражении русских с татарами на реке Калке, под предводительством князя Галицкого Мстислава Мстиславича Храброго» , в которой широко использованы были мо­тивы русского фольклора и лексика «Сло­ва о полку Игореве». Исключительно бо­гат и своеобразен был и ритмико-метрический строй «Песни», в разных частях которой Катенин использовал 13 стихотворных размеров.

14 сентября 1820 полковник Катенин П.А., был по личному указанию царя уволен в отставку. Однако Павел Александрович не уехал из Петербурга и продолжал деятельно участвовать в литературной и театральной жизни столицы.

20 октября 1822 Александру I сде­лал распоряжение о немедленной высылке Катенина из Петербурга, с запрещением «въез­жать в обе столицы без высочайшего на то разрешения».

В своей костромской усадьбе Катенин Павел Александрович провел около двух с половиной лет. В ссылке им закончена была его трагедия «Андромаха» , над которой он работал, долгие годы и ко­торую считал своим коронным произведе­нием.

В середине августа 1825 Павел Александрович получил разре­шение на возвращение в Петербург. Не участвуя после 1817-18 в тайных организациях, поэт не подвергся после восста­ния 14 декабря ни аресту, ни привлече­нию к дознанию, хотя имя его не раз упо­миналось в следственных делах декаб­ристов. И, тем не менее, к активной литера­турной деятельности он уже не вернулся. Новый цензурный устав не позволял рассчитывать на разрешение к печати давно задуманного им сборника стихотворений, а на серьез­ные уступки цензорам Катенин идти не согла­шался.

Театральные противники Катенина вся­чески тормозили появление на сцене его пьес, как оригинальных, так и перевод­ных. С величайшим трудом он добился постановки в Петербурге 3 февраля 1827 своей трагедии «Андромаха», но успеха она не имела.

Пушкин рекомендовал Катенину жур­нальную деятельность, но рассчитывать на разрешение журнала для поэта не было никаких оснований. Не удалось Катенину выпустить в свет и задуманный им альманах. После двухлетнего пребывания в Петер­бурге Павел Александрович должен был возвратиться в конце 1827 в свою костромскую деревню.

О ли­тературных и политических настроениях Катенина этой поры лучше всего свидетельство­вали аллегорические образы баллады «Старая быль» (1828, опубликована в 1829 в «Се­верных цветах»), в которой он сурово осудил Пушкина за «Стансы» («В надежде славы и добра...») и за послание «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю»).

Очень характерно для настроений поэта этой поры и его стихотворение «Гений и поэт» (впер­вые опубликовано в 1938 в «Литературном современнике», № 9), в котором он, подчерки­вая свою верность всему тому, что вдох­новляло его прежде, горячо приветство­вал июльскую революцию 1830.

В своей деревенской глуши Павел Александрович Катенин подгото­вил к печати два тома «Стихотворений и пе­реводов» и целый цикл оригинальных ли­тературно-теоретических и историко-ли­тературных статей, посвященных миро­вой литературе. Работа эта, опубликован­ная под названием «Размышления и раз­боры» в двадцати номерах «Литературной газеты» (1830), являлась реализацией одно­го из давних предложений Пушкина в его письме к Катенину от начала 1826: «Если б согла­сился ты сложить разговоры твои на бу­магу, то великую пользу принес бы ты русской словесности». Пушкин имел в ви­ду круг идей, популяризовавшихся Катениным еще в конце 1810-х гг., но к 1830 концеп­ции поэта уже успели утратить значительную часть своей новизны и оригинальности.

В литературно-теоретических спорах начала 1830-х гг. не привлекли к себе вни­мания и те декларативные строки труда К., в которых он резко отмежевывался и от просветительного классицизма XVIII века (Вольтер и его школа), и от пропаган­дистов романтической поэтики - от Бай­рона и Шатобриана до Жуковского и Гюго.

В последний раз Катенин приехал в Петер­бург 18 июля 1832 напечатать сборник своих стихов и вернуться на военную службу, так как он был разорен взятием под опеку его деревень за какие-то неисправ­ности при поставке спирта в казну.

В 1832 вышли два тома оригинальных и переводных произведений Катенина П. А.

8 августа 1833 состоялось долгожданное определение Катенина на службу. Он был назна­чен в войска Кавказского корпуса, в Эриванский карабинерный полк, стоявший в урочище Манглис, в пятидесяти верстах от Тифлиса. Самое место его назначения было равнозначно новой ссылке, но Катенин не протестовал.

13 марта 1834, успев выпус­тить перед этим в свет свою новую «сказ­ку» в четырех песнях - «Княжна Милуша» , он выехал на Кавказ, где прослужил более четырех с половиной лет.

В июле 1836 друзьям удалось добиться назначе­ния Катенина в захолустную крепость Кизляр, где он оставался в должности коменданта до 20 ноября 1838. При отставке Катенин был произведен в генерал-майоры, но принял свое неожиданное увольнение со службы как новую репрессию. На Кавказе Павел Александрович продолжат много писать, но печатали его уже редко и неохотно. Последние произведения поэта появились в «Библиотеке для чтения»:

басня «Предложение» - в 1835,

«Гнез­до голубки» (пересказ арабской легенды),

«Инвалид Горев» (повесть в стихах из солдатской жизни) - в 1836.

Возвратившись на родину, Катенин прожил в полном одиночестве еще пятнадцать лет, редко выезжая за пределы своих костром­ских деревень. Его обширная переписка, постепенно сокращаясь, к середине 1840-х гг. почти прекратилась, его нигде не печата­ли, пьесы его давно исчезли из репертуа­ра, а самое имя Катенина продолжало звучать лишь в цитате из «Евгения Онегина».

Умер - село Шаёво Костромской губернии.


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ